Сейчас проспект Буденовский простирается от р. Дон до северных границ города. В середине 18в. окраина проходила по ул. Большая Садовая. Потом граница города смещалась на север и в начале 19в. она проходила по ул. Красноармейской (Скобелевской), которая считалась ближней окраиной, изначально предназначенной под склады и богадельни, но там начали появляться и монументальные здания.
В частности, здание гимназии (с послевоенных лет школа № 43) на пр. Буденовский (в прошлом пр. Таганрогский), построено в стиле советской неоготики.
На ее фасаде в нишах справа и слева от входа находятся скульптуры мальчика и девочки. Это здание было построено на средства попечителя Шушпанова, который занимался табачной торговлей вместе с совладельцами Асмоловым, Кушнаревым. Оно было 3-х этажным в лаконичном кирпичном стиле, а весь квартал за ним занимал сад, считавшийся необходимым атрибутом для гимназистов. Во время ВОВ здание частично разрушилось и перестраивается в стиле советской неоклассики, а в пристройке размещается бассейн, после чего в 50-е годы школа становиться престижной.
Одним из учеников этой школы в дореволюционное время был замечательный человек А.А.Ханжонков, родом из Новочеркасска – основатель кинопромышленности, выходец из многочисленной казачьей семьи, поэтому им по карману была эта гимназия на окраине города. Его военная карьера началась в начале 20в. Он участвовал в русско-японской войне и в 1906г ушел в отставку, чтобы заняться кинопромышленностью в России, а именно в Ростове –на-Дону, после посещения кинотеатра Штремер – первого синематографа, где он увидел чудо техники. Однако уже тогда у него начались проблемы с позвоночником, но он успел снять несколько картин, первый русский полнометражный фильм по оборону Севастополя и др. Из России его увозила жена уже в инвалидном кресле. Грустно, что о нем, как о личности в истории Ростова н/Д, сейчас никто не вспоминает, даже нет мемориальной доски с его именем на здании школы № 43, а упоминаются несколько имен-героев СССР, выходцев этой школы.
Через 3 года (1879г) после строительства гимназии (школа № 43) напротив ее, начинает переустраиваться старая богадельня по указу городского головы А.М.Бойкова. Тот же Шушпалов поручает городскому архитектору Н.А.Порошенко проект отдельно стоящей церкви на участке примыкающей к ул. Красноармейской. Ее называет во имя «Всех скорбящих радостей», поскольку в богадельни пребывали люди старые. Сейчас фото отдельно стоящей этой церкви даже в архивах найти трудно, но есть вид со стороны ул. Скобелевской (Красноармейской). Здание было построено в русско-византийском стиле и имело звонницу, центральный купол. Оно стояло за богадельней, ее вход был со стороны теперешнего сквера за г-цей «Ростов». Из нескольких храмов в византийском стиле ни один в настоящее время не сохранился. Церковь, переходит в статус самостоятельного храма, а богадельню с 1920г. упразднили, разместив в ее здании музей природы. Но он просуществовал недолго.
Власти города решают на этом месте построить гостиницу. С 19331 по 1934г строится обширный комплекс, убирается здание бывшей богадельни, а затем и византийский храм, т.к. началась, так называемая «пятилетка безбожия».
Обширный план гостиницы в стиле постконструктивизма, занимающей весь квартал, архитектора Чиркисиана (корпус фасада гостиницы), Леонида Эберга (сын Эберга старшего) и Х.Челкушьяна. Из-за того, что последний занимал высокое положение, то талантливый молодой Эберг ему только помогал. Эта обширная стройка идет параллельно с театром Горького, «Домом Советов» и др. домами-гигантами того времени.
Правда Л.Эйберг, который работал в «Гражданпроекте» (здание-высотка напротив г-цы) вернулся к реконструкции гостиницы «Ростов», когда ее начали восстанавливать в 1961 году и пристроили справа здание – обслуживающий корпус.
Следует упомянуть о барельефе на фасаде гостиницы – первой работе скульптора С. Королькова, который потом работал на театре Горького.
В 1944 году в здании гостиницы располагался советский госпиталь и в скверике хоронили, не выживших раненых.
Здание больницы на углу ул. Красноармейской и Буденовского. Оно появилось в конце 19в. и в нем была табачная фабрика братьев Асмолите, на которой работало до 600 человек. В начале 20в. здесь располагалась глазная клиника профессора Орлова и существовала даже в послевоенные годы. Семейная могила Орловых находится на ростовском Братском кладбище. В моей памяти это здание связано с грустными воспоминаниями, потому как в стенах больницы, которая там позже обосновалась, я потеряла ребенка по вине врачей.
Рядом с больницей сейчас возвышается здание «Гражданпроекта».
Если пройти по Буденовскому до цирка, то нельзя не заметить на той стороне Буденовского, четь поодаль красивое старое здание опять же архитектора Эберга.
Когда состоятельный заказчик приехал и посмотрел на строение, то выразил недовольство, что нет колон, на что Эберг ответил: «Но ренессанс не терпит колон!». На что заказчик сказал: «Кто тебе платит деньги, я или ренессанс?».
Поэтому позже в нише появились пристроенные 2 колонны между эрками. На верху этого здания была настройка: арка с рестораном, и по обе стороны возвышались 2 фигуры в античных тогах.
Внизу располагались магазины. В начале 20-х годов в здании доходного дома был пожар, устроенный в подвале и здание выгорело до самой крыши. Восстанавливал его архитектор Любимов. Работы окончились в 1928г. Внешне это здание сохранило свой облик, но внутри оно претерпело изменения до неузнаваемости от ремонтов при смене хозяев. Одно время здесь находился Горсовет, не считая многих других организаций.
В этом здании есть «изюминка». Средний балкон на фасаде отличается от остальных, на нем есть небольшой барельеф: мужчина с явно выраженной мускулатурой, но очень длинными волосами. В библии есть сказание о еврейском богатыре Самсоне, который побеждал арабов, которые подговорили блудницу, чтобы та узнала секрет его неиссякаемой силы. Та передала арабам, что вся сила Самсона заключена в его длинных волосах. Блудница у спящего Самсона состригла волосы, после чего арабы пленили Самсона, издевались и долго держали в заточении, где у него постепенно опять стали отрастать волосы. Чтобы обезопасить себя, обеспокоенные арабы, ослепили Самсона, но слепой богатырь нащупал колонны и разрушил здание, похоронив своих мучителей. Поместив барельеф Самсона на фасад здания между колоннами, Эберг тем самым, наверно, хотел показать, что эти колоны лишние в этом здании.
Ростовский цирк имеет тоже свою историю. На этом месте стоял театр Мошенкина. Совсем другое здание в стиле модерна, которое простояло до начала 20в. В нем гастролировали разные труппы. Архитектор Петров М.А. и Борулин создали проект нового здания, теперешнего цирка. Единственное неудобство связано с недостатком места вокруг здания, которое считалось одним из самых лучших в стране. Симметричный фасад, наверху пилястры и пристроенные колонны. Не хватало подсобных помещений и клетки со зверями, приезжие труппы оставляли даже на улице. Наш цирк помнит таких клоунов как Карандаша, Ингибарова и др. Цирк – это последнее построенное здание в стиле постмодерна, т.к. вышло постановление правительства СССР о борьбе с излишеством. После 1955 года в городе стали строить дома «коробки».
Улицу Сенную на окраине старого Ростова, где был сенной рынок, первоначально назвали Тургеневской. Из-за того, что на ней было много домов с красными фонарями, ее переименовали в Сенную. Затем она стала Романовской, затем опять Сенной, а теперь все ростовчане ее знают, как ул. Горького.
Но первоначально на этом месте (р-н ул. Горького и пер. Соборного) было кладбище. Но с 1889г на территории кладбища строиться большая монументальная церковь, занимающая квартал от ул. Горького до Пушкинской. Так появляется еще одна большая пятиглавая Успенская церковь с входом с нынешней ул. Пушкина.
Сейчас нет сведений о четких границах старого кладбища, но существующая гимназия № 36
и жилой дом («дом профессуры» или «дом ученых», как окрестили его в народе) для научной элиты города стоят на месте захоронений и Успенской церкви .
Даже, когда делали 2 года назад ремонт дороги по ул. Горького, при разрытии были найдены и перезахоронены нестлевшие кости упокоенных там людей. Как и другие храмы, Успенский простоял до «безбожной пятилетки» (30-е годы 20в.).
На углу Горького и Соборного, где сейчас Дом художников была построена католическая очень скромная церковь, т.к. в Ростове было много предпринимателей из Польши, Чехословакии, один из которых породнился с купцом Парамоновым, чье венчание было именно в этой католической церкви.
Но в период второй волны гонения на церкви (начало 50—х) годов католическую церковь сносят, и появляется на ее месте выставочный зал союза художников.
Следующее учебное здание перед союзом художников имело двойное значение. Второй его этаж предназначался для выступлений приезжающих творческих личностей. Здесь выступала и М. Шагинян, читала лекции об армянской литературе. Она была дружна с Рахманиновым, часто посещавший Ростов н/Д, сохранилась их переписка о романтическом периоде творчества м. Шагинян. Позже это здание передали Варшавскому, затем Донскому университету.
В нем располагался химфак и физмат, где учился Солженицын. В годы ВОВ в помещении химфака студенты делали бутылки с зажигательной смесью. После войны там опять располагался один из корпусов университета.
Следуя в сторону Ворошиловского по ул. Горького нельзя пройти мимо интересного с точки зрения архитектуры здания.
В нем жил тот самый архитектор Эберг, оставивший красивое архитектурное наследие в Ростове, о чем свидетельствует табличка в остаточной форме на лудке входной двери.
К сожалению, власти города даже не думают о наследии, вероятно память об истории им не нужна. Реставрационные работы не ведутся, скоро люди не увидят дверь, ручка которой помнит прикосновение талантливого архитектора.
Сколько еще красивых и значимых зданий в Ростове-на-Дону, но об этом в следующий раз.